Коллективные действия
А. МОНАСТЫРСКИЙ. ОБ АКЦИИ «БИБЛИОТЕКА-2007»
Пять книг мы должны были выкопать потому, что в прошлом году не собрались выкопать две, а в этом по плану должны были выкапывать три книги, так что в сумме получилось пять. Нашли книги на расстоянии 1 м. 60 см. от карты-клеенки, на расстоянии 2 м. 35 см., 9 метров 95 см. и 3 м. 72 сантиметров (первая книга, выкопанная в 2005 году, залегала на расстоянии 3 метров 80 см от карты). Пятая книга была закопана в 5 метрах от края клеенки. Мы долго рыли, но так ее и не нашли. Неужели ее кто-то выкопал до нас? Если и так, то скорее всего это произошло прямо сразу после закапывания в 97 году. Какой-нибудь грибник мог увидеть, как мы что-то закапываем в лесу и по свежим следам разрыл ямку, но, обнаружив в ней не сверток с деньгами, а идиотскую книжку, не стал разрывать остальные. Впрочем, надо в следующий раз еще поискать в том месте.
За несколько дней до акции я открыл коробку со статуэткой льва, потянул за голову, чтобы вынуть из коробки – голова и отломилась. Так что случайно вышло с «шароголовым», планировались манипуляции с целым львом.
Для протяжки нитей от места раскопок до берез на просеке мы использовали бабины с остатками толстых ниток от акции «Рыбак» и еще три маленьких катушки с тонкими, но очень крепкими белыми нитками. Если бы мы пошли прямо, по первоначально заданному направлению, то нам хватило бы ниток до берез. Но Панитков стал кричать на меня, что я пошел не к просеке, а к дачам, двигаясь чуть ли не по кругу и в обратном направлении. Он меня полностью дезориентировал и я сдал сильно вправо. Мы залезли в чащу, в бурелом, двигаться было трудно, Лена несла в рюкзаке тяжелые свертки с книгами, все были недовольны.
Еще до того, как мы начали двигаться по лесу, Салют убежал далеко к дачам, мы не могли его дозваться и нервничали. Оказалось, что он бегает за псом по имени Амброзия, который гулял по окрестностям с хозяйкой.
В конце концов, двигаясь через лес в виде трех даосов (Ромашко с большой коробкой, внутри которой была маленькая голова льва, я с «шароголовым» и Панитков с разматывающейся бабиной на удочке), сопровождаемые «группой верующих» мы выбрались на просеку близко к полю и нитки закончились. До берез еще оставалось метров 30-50 по просеке. Возник разрыв в конструкции (инсталляции).
По плану мы должны были привязать конец нитки к закопанному в землю меж двух берез льву, пойти снова в лес по нитке, где-то посередине привязать к ней еще нитку и, двигаясь перпендикулярно вглубь леса еще метров 100, привязать к концу этой нитки таблицу с оставленными предметами и забросить ее с помощью удочки высоко на дерево. То есть должна была возникнуть конструкция с двумя закопанными львами: изображение льва на месте библиотеки и сам лев меж двух берез, и на отводе нити третий элемент – повешанная высоко на дереве таблица с оставленными предметами КД на и вокруг Киевогорского поля. Причем на этой двусторонней ламинированной таблице было помещено изображение дюреровского зайца вместо белого картонного зайца из акции «Изображение ромба». Поэтому и подназвание акции планировалось «Лев и заяц».
Предполагалось, что случайный «зритель», грибник какой-нибудь, найдет сначала один из трех этих элементов и по нитке пойдет к другим. Если, например, он найдет сначала реальную статуэтку льва и потом доберется до таблицы со львом, закопанной на месте «Библиотеки», то он там обнаружит адрес электронной почты, по которому следует сообщить о местонахождении этого льва. Или наоборот, найдет сначала таблицу с адресом, а потом льва. Возникнет очень странная ситуация. Инсталляционно он окажется в пространстве между львом и львом «и сбоку заяц» (хотя таблица с предметами и зайцем должна быть так высоко повешена и замотана на ветке, что ее практически невозможно было бы достать).
Длинная нить (метров 400), протянутая через лес от таблицы со львом до самого льва, обеспечивала обязательный проход, путь через лес между двумя львами. Между этикеткой-объявлением (таблицей со львом и текстом) и самим предметом поиска-обнаружения (статуэткой льва) было заложено большое пространство, расстояние. Это можно сравнить с абсурдной конструкцией, когда, вместо того, чтобы написать телефон на ошейнике собаки, как это обычно делается (в случае, если собака потерялась), этот телефон пишется на отдельной табличке, привязанной к ошейнику на четырехсотметровой веревке. Во всяком случае некий драматургически-абсурдистский эпизод такой конструкцией обеспечивался.
Но у нас из-за нехватки ниток произошел разрыв в конструкции. Нить связала не льва и льва, а льва (изображение его, таблицу с адресом) и зайца (таблицу с предметами, подвешенную высоко на дереве на краю просеки). А статуэтка льва превратилась из льва в «шароголового» и была поставлена (а не закопана) между берез как своего рода «Лозунг-2007» (если учесть, что в том месте между берез были сделаны «Лозунг-2003» с Хайдеггером и «Лозунг-2005» с неваляшкой и хворостом).
То есть чрезвычайно повысилась «случайность» для «случайного зрителя». Вряд ли он может за один раз найти сразу все три предмета акции. Скорее всего или одного «шароголового», или две таблицы, связанные нитью.
Несмотря на то, что «шароголовый» – это что-то китайское и буддийское и как бы имеющее отношение скорее к Бирме (Мьянме; поскольку часы акции «Библиотека» в 1997 году закладывались по времени Рангуна, и можно предположить, что вся эта десятилетняя история скорее связана с бирманскими экспозиционными полями), мне представляется, что он - порождение коллективного бессознательного или местного языкового региона или какой-то эпизод более широкой истории идеологического становления.
С историей идеологии местного коллективного бессознательного все представляется довольно ясным. Где-то до середины 90-х, когда шел процесс разваливания идеологии местного КБ, процесс ее опустошения и уничтожения, деконструктивные (с одной стороны) акции КД с «пустым действием» были, что называется, «к месту», соответствовали «духу времени» в своей правильности, миметичности общему процессу. До такой степени соответствовали, что, как говорится, и «машину во время подавали», и вот даже в 85 году идеальный ворот для одноименной акции я нашел на помойке каким-то волшебным образом, и т.п. Все шло как по маслу. Потом все это дело стало страшно буксовать во всех смыслах – и акционных, и бытовых, и экзистенциальных.
И вот в 97 году мы окончательно как бы «похоронили» - «запаковали» и зарыли в землю в акции «Библиотека» - и советскую идеологию в виде идеологических книг, и критическую идеологию КД с «пустым действием» в виде описательных текстов соответствующих акций и фотографий к ним, вклееных в эти зарытые книги1.
С одной стороны похоронили, с другой – по известной евангельской притче о зерне – эти свертки с книгами в земле можно рассматривать и как идеологические посевы, зерна, из которых что-то, возможно, произрастет.
Шароголовый в акции «Библиотека-2007» и есть такой идеологический плод вот тех посевов десятилетней давности. Возможно, что дискурс этого шароголового в России, его российское «раздувание» как-то связан с понятием «третий путь», с попыткой некоей идеологической самостоятельности по отношению к западу и востоку. У КД уже был один шароголовый в 78 году в акции «Третий вариант»:
Тот шар был резиновым воздушным шариком и по ходу дела лопнул. Что произошло с этим новым стеклянным шаром у шароголового - неизвестно, нужно поехать и посмотреть.
29. 10. 2007. Вчера съездили с Дашей и Лейдерманом на поле. Сначала обнаружили упавшую на землю таблицу с предметами и кусок нити. На полянке между берез – разбросанные остатки растерзанной коробки из-под льва: кто-то выдрал желтую шелковую внутреннюю обивку коробки. Скорее всего шароголового и голову льва заверпнули в этот желтый шелк и унесли. На месте Библиотеки таблицы с изображением льва и электронным адресом также не оказалось. Интересно, самого шароголового и эту таблицу один человек нашел и унес или разные люди?
Юра Лейдерман по поводу шароголового сказал следующее: "Напоминает современную Россию – выпяченная, раздутая от гордости грудь вместо головы".
1 О том же, но более живо, написал в дневнике: «Видимо, деятельность КД до середины 90-х была более-менее согласна с коллективным бессознательным-сознательным региона - пустой центр, вообще опустошение как редукция идеологии, то, что нужно было КБ, чтобы сменить парадигму существования общества с коммунистической на капиталистическую. Поэтому и как бы «везло», поскольку все делалось с нашей стороны в гармонии с тенденцией перемен. То есть тогда была работа в «общем потоке». Потом начался хаос, какие-то обломки, «пустое действие» уже перестало быть нужным. Постепенно начала выстраиваться новая идеология КБ региона. В этом смысле акция «Библиотека», длящаяся уже 10 лет – очень показательная, это как бы суперакция. Ведь там в 97 были заложены книги той советской идеологии, вместе с нашей идеологией ее редукции (описательные тексты и фото тех «редуцирующих» акций, вклеенные в эти книги). Эти книги в земле были заложены как бы на исчезновение, на превращение в навоз, перегной (как и случилось с первой книгой, которая размокла и «сгнила» почти). И вот эта идеология в земле стала трансформироваться в новые образы, точнее - в новую фактуру старых образов, в новые идеологические фрагменты. Сначала там появилась железная черепаха, потом – шароголовый».