Коллективные действия
А. МОНАСТЫРСКИЙ. О МУСОРЕ
После того, как Никита написал небольшой текст об этой неудачной акции 78 года по моей просьбе, я обнаружил фотографию с этим коричневым лозунгом, на которой нет никакой точки после «Я ждал тебя». То есть это оказалась чисто виртуальная точка, которая есть только на том негативе (видимо, просто какая-то грязь или пыль), с которого все это и началось. Даша не так давно купила специальный сканер для негативов и отсканировала старую пленку, на которой и обнаружился этот негатив неудачного лозунга со странной точкой. Виртуальная точка (пятно просто на негативе или пылинка) оказалась такой «уместной неуместностью», что породила по поводу себя довольно пространные рассуждения.
В описательном тексте я не стал исправлять этот пассаж о точке.
Потом Сабина при обсуждении нужно или ненужно помещать этот материал как акцию КД № 115, сказала мне, что не стоит загрязнять текстовой корпус акций КД неудачной вещью. И я тоже думал, стоит ли тащить мусор из прошлого в настоящее?
И вскоре придумал сюжет следующей акции КД, связанной уже непосредственно с реальным мусором под названием «Мусоровоз». Вкратце акция состоит в том, что пол-первого ночи, зимой, когда есть хороший снег, пусто и темно во дворах, в помойный бак рядом с моим домом кладется на мусор старый плоский кассетный магнитофон с воспроизведением на нем «рабочей» фонограммы акции 85 года «Партитура» (где вслух читается текст «Партитуры»). Затем на магнитофон кладутся два больших цветных фотоотпечатка на планшетах (60х90) из слайд-ряда этой акции, изображающие фрагменты мусоровоза (это номера 43 и 45 в описательном тексте акции «Партитура», их можно посмотреть на сайте Летова в разделе КД). И на них уже кладется второй такой же магнитофон, воспроизводящий «целевую» фонограмму «Партитуры» (Летовские модуляции с «капельницей» и произнесение точек и тире АМ и СР). И все это так оставляется в этом мусорном баке, на помойке.
Важно то, что фото фрагментов мусоровоза были сделаны для «Партитуры» в 85 году И. Макаревичем тоже именно около этой помойки.
С этой помойкой связаны еще два интересных эпизода.
Во-первых, где-то в начале 82 года, в процессе переживания психоделики «Каширского шоссе», я выбросил в эту помойку (в мусорный бак) два своих объекта – «Палец» изготовления 78 года, который обычно и фигурирует на фотографиях при репродуцировании этой работы (фото А. Абрамова), и объект «Шум и тишина», на основе которого затем появился персонаж «Дышу и слышу» в 83 году (там нужно было вставлять себе в уши две черные трубки, проходящие через черную коробку и сходящиеся в мундштуке, через который можно было вдувать воздух или просто дышать – в ушах возникали различные любопытные звучания; текст на коробке описывал тип этих звуков от дыхания и паузы). Я выбросил тогда эти объекты на помойку в пылу «очищения» от своих старых и грешных, как мне тогда это представлялось, занятий искусством.
(И. Яворский, АМ, Рольф Фигут, Л. Рубинштейн, И. Нахова. Посередине на стене – черный ящик объекта «Шум и тишина». 1978 год)
И во-вторых, именно у этой помойки я нашел перед акцией «Ворот» 85 года идеально подходящий металлический ворот для этой акции – нужной длины, толщины, с ручками и т.д. После этого я иногда про себя, проходя мимо этой помойки, называл ее «волшебной».
То есть именно в эту «волшебную» помойку предполагается ночью, зимой закладывать магнитофоны и планшеты с фотографиями мусоровоза из «Партитуры».
И получается, что в акции «Неудачный лозунг» как бы «мусорная» вещь, эстетический мусор вытаскивается из прошлого и вставляется в достаточной «чистый» ряд текстового корпуса КД, а в планируемой акции «Мусоровоз», напротив, хорошая, «чистая» вещь – материалы акции «Партитура» - выбрасывается в мусор.
Таким образом через «мусор» эти две акции связаны между собой, но по прямо противоположным направлениям.
Именно это соображение перевесило мои колебания в положительную сторону относительно того, стоит или не стоит включать как акцию РЕШЕНИЕ (а не сами материалы того коричневого лозунга 78 года) об этом включении ее в текстовой ряд КД.
Хотя по-прежнему это решение как акция тоже может быть неудачным (так восприниматься прямо сейчас или со временем), как та старая акция, которая действительно неудачна, о чем я уже достаточно говорил в описательном тексте.
Тут важно, что когда я придумывал и оформлял в тексте «Неудачный лозунг», принимал решение (о включении) и отвергал его, я имел в виду прежде всего материалы КД на сайте Летова, а не бумажный 10 том «Поездок за город». Скорее это акция для сайта, а не для тома (неизвестно, будет ли она помещена в том, когда придет время его составить). Ведь это чисто дискурсивная, текстовая акция, связанная с несколько другой рядностью (виртуальной, как и несуществующая точка на реальном лозунге) интернетного сайта, а не с обычной рядностью очередного книжного тома «Поездок за город». И соответственно архитектуре представления материалов акций на этом сайте, которая должна определенным образом эстетически «работать», тут важен не только сам описательный текст, но и вступительная черно-белая фотография перед ним (как это сделано в описательных текстах старых акций). В качестве такой фотографии должна быть не фронтальная фотография, где текст лозунга хорошо читается (и на которой может быть, а может и не быть эта виртуальная точка, все зависит от негатива), а вид сбоку на этот лозунг, который практически невозможно прочесть целиком. А уже под описательным текстом (где на сайте помещаются маленькие дополнительные фотографии) нужно поместить лишь вертикальный фрагмент фронтальной фотографии неудачного лозунга, где видна эта виртуальная точка во-первых, а во-вторых, где видны наши две фигуры – Кизевальтера и моя – под этим лозунгом. По этим фигурам молодых людей видно, что это не фальсификация 2008 года, а действительно был такой лозунг в 78 году и мы там действительно были молодые.
Для атмосферы уместно там же поместить еще две фотографии, сделанные в тот же июльский день 78 года: где мы сидим за столом на террасе маленького домика (который и сгорел в 2004 году с катастрофическими последствиями, о которых я пишу в предисловии к 9 тому «Поездок за город»), и фотографию, где я пытаюсь ходить на ходулях где-то там рядом, видимо, в тот же самый день.
23.11.2008
***
Тема мусора в МКШ довольно старая. У меня она возникла в 1975 году в акционном объекте «Куча», где зрители-участники клали на подиум разные ненужные им предметы и записывали их в тетрадь. В этом году Альберт на своей выставке в рамках молодежного биеннале повторил «Кучу» и на днях дал мне тетрадь с записями.
В ней проучаствовали, судя по записям, 538 человек (с 3 по 27 июля). У Кабакова очень много работ, связанных с мусорной темой.
Вчера же, перед тем как отправить Летову для сайта материал с этой «мусорной» (неудачной) акцией 78 года и описанием предполагаемой акцией «Мусоровоз», у меня произошла странная история с одним текстовым файлом 98 года, письмо к Сабине.
При перекодировке этого файла из шрифта «академия» в «таймс» или другой шрифт, программа Word стала захлопываться, слетать – причем и у меня, и у С. Ромашко, и у моей дочери. Чтобы я ни делал – пересохранял во всех других форматах, включая .txt – ничего не помогало.
Тогда я взял и распечатал на бумаге 4 листа этого письма. А потом их отсканировал. И стал эти сканы обрабатывать в распознавателе (ABBYY FineReader). И вот три страницы письма - нормально, переводит в «таймс», а когда стал обрабатывать вторую страницу – опять слетает Word!!! Я пересохранил фото из tiff”а в Jpeg – все равно то же самое!!! То есть что-то в сочетании букв, знаков на этой странице дает системе команду при перекодировке закрывать Word без объяснений. Мне пришлось перенабрать вручную эту страницу сразу в «таймсе», исправив на ней кое-какие опечатки. И сначала я как-то не обратил особого внимания на содержание этого письма. А там, среди прочего, написано:
«Шел вчера от матери с двумя банками супа, положенными в истертую пластиковую сумку. Причем каждая банка была еще завернута в грязный полиэтиленовый пакет. Вот эта вот яркая истертость, яркая помоешность и нищета как-то вдруг натолкнули меня на
мысль о равнозначности крайностей "яркости"- какой-нибудь мерседес 600 и
куртка бомжа, роющегося на помойке - одно и то же в эстетическом смысле. Это
яркое, попсовое. Любопытно, что Макаревич собирается выставить цветные фото роющихся в помойке людей. Это яркая попса. Да и вообще "актуальность"- это попса».
Надо сказать, что только после отправки Летову материалов с текстом «О мусоре» я вспомнил и осознал, что в этом странном письме тоже речь шла о мусоре, о помойке.
Теперь я уже не уверен, нужно ли делать акцию «Мусоровоз» или оставить ее в виде плана в тексте «О мусоре».
И вообще – нужно ли демонстрировать эстетические «отходы», эстетический мусор? Именно из-за нерешенности этой проблемы произошло застревание публикации материалов группы «Капитон» - Захаров считает, что нужно печатать тексты наших обсуждений целиком, Лейдерман считает, что нужно выкидывать «мусорные» части этих текстов.
Я же, получается, вообще развел тут помойку вокруг этой темы о мусоре – и описательным текстом акции «Неудачный лозунг», текстом «О мусоре» и вот этим текстом.
В пользу реализации акции «Мусоровоз» есть два соображения. Первое – это что импульс этой идеи выбрасывания на помойку магнитофонов и фотографий «Партитуры» был чисто экзистенциальный, это была даже не акция, а просто желание – взять и выбросить знаки тех возвышенных каких-то миров середины 80-х, уничтожить их как уничтожают старые письма «лучших времен», лучших состояний и т.п. Я просто почувствовал вдруг ту атмосферу и в стране, и мою личную как совершенно что-то невыносимое по сравнению с атмосферой и ожиданиями 80-х годов, и на этом чувстве – в суицидальном каком-то отчаянии – у меня и возникла картина этого выбрасывания «Партитуры» в стихию мусора, ненужного, давно прошедшего и не оправдавшего надежд (тут надо иметь в виду, что переехав с Цандера в соседний дом на улице Королева я оказался в точно такой же шумовой атмосфере – также над головой в верхней квартире прыгает и бьет по полу новый уже мальчик, а летом вечером в саду под окнами собирается на скамейках молодежь и с гиеньим хохотом пьет пиво; то есть то, что я описываю в предисловии к 9 тому ПЗГ – все сохранилось и в новой квартире).
И второе соображение в пользу осуществления «Мусоровоза» - это эстетически-идеологическое. Ведь смысл акций КД состоит исключительно в пространственно-временных событиях, переживаниях, а не в каких-то «объектах КД», которые просто использовались в акциях как инструменты для получения этих переживаний, для создания атмосферы.