Collective actions
Отчет об акции КД «83» Анны Альчук
Было около нуля градусов, и снег превратился в плотный и твердый наст, по которому оказалось довольно легко скользить, как только я встала на лыжи. Я не проделывала это лет десять, и, если бы не акция КД, наверное, не осуществила никогда. (Между тем, лет 30-20 назад я ходила в лес на лыжах практически каждый день). Так что в некотором смысле для меня это было возвращение в прошлое, и я, испытывая давно забытое удовольствие от легкости скольжения по снегу, пошла вслед за Андреем, прокладывая лыжню остальным участникам перформанса. Мы дошли до места прошлой акции, и я узнала железный столб, в который осенью безуспешно пыталась попасть выданной нам картошкой, затем мы пересекли просеку, прошли по лесной дороге и вышли к кладбищу.
После этого началось нечто совершенно беспрецендентное: все время сверяясь с таинственным прибором (как выяснилось потом, это был навигатор), Андрей повел нас через лесные завалы. Упавшие деревья громоздились друг на друге, припорошенные снегом, приходилось забираться на них и скатываться вниз, стараясь не сломать лыжи или, хуже того, ноги, что было весьма вероятно, учитывая частоту, с которой мы натыкались на стволы. Лес казался совершенно непроходимым. К счастью все кончилось благополучно, и даже те из участников, которые встали на лыжи первый раз, добрались до места акции.
Это было подобие поляны, окруженной со всех сторон деревьями, где члены КД стали развешивать на деревьях радиоприемники разной формы и величины. Затем все они были настроены на волны, где не была слышна человеческая речь, а раздавались самые разнообразные неантропоморфные звуки; так что вскоре мы оказались как бы внутри очень странной звуковой среды, отрезанными от цивилизации посреди зимнего леса. Андрей вначале безуспешно пытался сместить зрителей из центра действия на его края, к поваленным стволам близлежащих деревьев. Однако никто, проваливаясь по колено в снег, не согласился уходить от места основных событий. Как я думаю теперь, мы были не правы, потому что, оказавшись по краям действия, мы, возможно, сильнее почувствовали бы момент остранения, необходимый для восприятия этой, по сути дела, саунд-акции.
На самом деле все толпились на маленьком утоптанном снежном пятачке, подкреплялись захваченными А.М. коньяком и закуской и переговаривались между собой, создавая тем самым дополнительный шум, мешавший сосредоточиться на происходящем. Далее по заведенной традиции раздали подарки: фрагмент карты Киевогорского поля, с выделенным на ней квадратом под цифрой 83 и перечислением на обратной стороне названий акций под их порядковыми номерами. Номер последней акции, в которой мы участвовали, был 83, собственно говоря, он же совпадал с ее названием.
Киевогорское поле – знаковое место, т. к. большинство акций КД происходило именно здесь. Обычно место действия на нем определялось достаточно произвольно, в последней акции этот поиск решено было передоверить независимым, безличным силам. Как объяснил Андрей, навигатор указывает место расположения того или иного пространственного квадрата в зависимости от сигналов, идущих от космических спутников; так что, задавшись целью найти точку 83, мы были ведомы некими высшими, «небесными силами». Вероятно, они же позаботились о том, чтобы перформанс, несмотря на всю его рискованность, прошел благополучно и оставил самые приятные воспоминания.