Collective actions
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ БАКШТЕЙНА
Первый лист. ЕВРОПА.
Тема моего выступления - "художник и овощи".
Эта тема для меня, как человека, принимающего участие в организации художественного процесса, очень важна, так как мое настроение зависит от того, сумею ли я, в каждом конкретном случае, осуществить и продемонстрировать свой вкус, свою систему ценностей и свою выработанную визуальную культуру. Эта моя культура, согласно известному тезису Фейербаха "человек есть то, что он ест" целиком связана, глубоко укоренена в овощной природе моего рациона,,
Именно растительный взгляд на мир определил главные особенности
и черты моего взгляда на искусство: отсутствие агрессивности, мягкость и округлость всего того, что мне довелось осуществить.
Вот что есть главное.
Второй лист. АЗИЯ.
Другая сторона овощного отношения к искусству состоит в том, что оно должно быть органично, и происходит от того, насколько связано между собой все то, что попадает в поле зрения экспозитора. Это необходимо. Этот взгляд органично соответствует духу той страны, которую я представляю, делая что-то в
искусстве. Потому что все, что происходит, все, что разворачивается
в этой стране, на этой территории, на этой земле, имеет суть в выявлении из земли, из почвы, в прорастании. И передать суть этого прорастания в художественном пространстве составляет цель всех моих намерений. Согласно известному тезису конструктивизма существовать - значит быть построенным.
Но это - в здешнем, в так называемом "западном художественном пространстве".
В художественном пространстве моей страны существовать - значит быть проросшим. Именно дух этого прорастания, его смысл и составляет цель всех моих художественных усилий.
Третий лист. АФРИКА.
Овощная природа восприятия сказалась и в том чувстве нетерпения, которое я испытываю сейчас, находясь в этом конкретном месте и в этом конкретном времени. Я был движим этим чувством нетерпения, и на данной странице мои заметки свелись к некоторому минимуму, для того, чтобы максимально ускорить мое продвижение по тому пути, который мне был здесь и теперь задан. Это
чувство нетерпения сказалось в особенности моего почерка, в том, что я как-то кратко и эскизно описал свои переживания, которые ощутил здесь и теперь, говоря об особенностях погоды, об особенностях направления ветра, и, главное - что сказалось абсолютно конкретно - то чувство голода, которое связано именно с тем, что овощной рацион совершенно не способен насытить человека. Это отсутствие чувства удовлетворенности, чувства насыщенности двигало
мной тогда, когда я, стремясь почти нарочито исказить свой почерк,
Записал на этом листе какие-то свои замечания, переживания.
Четвертый лист. АФРИКА-2.
Далее мне совершенно необходимо сказать в рамках темы "художник и овощи" о том, что это переживание меня настигло здесь, в этом конкретном месте, а именно - в Бохуме. Речь идет о том, что конкретное пространство, конкретный ландшафт, конкретность отношения земли и камня, асфальта и травы, создало определенную дистанцию между мной и всем тем, что происходит вокруг меня. И, в отличии от тех переживаний, которые сопутствовали моему участию в акциях в моей стране, где этой дистанции нет и требуются специальные усилия, чтобы как-то ее поддержать - специальная экипировка, одежда, специальное облачение - здесь я нахожусь в совершенно отстраненном, цивилизованном пространстве, которое, с одной стороны, мне присуще, с другой стороны я как-то свободно соотношусь с тем пространством, которое мне задали устроители действия, в котором я сейчас участвую.
Пятый лист. АФРИКА-З.
Хотя все, что здесь написано, написано неразборчиво, я хотел все же продолжить описание своего переживания, связанного с моим пребыванием в этой стране, в Германии. Дело все в том, что как бы искусственность этого ощущения: что все происходит вокруг меня и имеет лишь видимость органичности, той органики, которая присуща моей стране, - это ощущение искусственности, придуманности, созданности и воссозданности и двигало мной тогда, когда я формулировал конкретную тему моего выступления, конкретные тезисы и конкретное развитие этих рассуждений. Потому что именно способность, возможность построить это рассуждение, способность участвовать в качестве рассуждающего существа в этой акции во многом определилось совершенно новым для меня чувством, которое постигло меня именно здесь, в этой стране и в это время.
Шестой лист. АФРИКА-4.
Органичность овощного мировосприятия, могу я сказать, проявилась теперь и в той роли, которую играет в искусстве, в том, как оно устроено, так называемое общественное созидание этого искусства. Все дело в том, что любое художественное событие имеет некое человеческое измерение и как-то связано с человеческими отношениями. И именно это я хотел зафиксировать как особую тему своего выступления. Каковы бы не были художественные ценности, которые реализуются в конкретном художественном событии, все-таки они должны отступить перед человеческими, гуманитарными целями и ценностями. Забвение этого обстоятельства приводит к совершенно невероятным отрицательным результатам. Они сказываются и на художественной ценности самого события. Когда же мы ставим впереди и в основе наших усилий сохранение, поддержание и развитие человеческих отношений, именно тогда наши художественные результаты становятся наиболее значительными, наиболее весомыми и приемлемыми для тех групп, тех кругов, на которые мы в первую очередь рассчитываем и на понимание которых мы в первую очередь ориентируемся.
Седьмой лист. АФРИКА-5.
Продолжая тему органичности, я хочу сказать, что всегда будет конфликт между гуманитарными целями и собственно художественными целями. Потому что там, где связаны эти гуманитарные и художественные ценности - это все-таки сфера идеологии. Хотя люди важнее искусства, искусство важнее отношений. Помня об этих двух оппозициях я и понимая направленность, векторность этого тезиса, мы можем достичь значительного, весомого и действительно реального вклада, который мы все обними усилиями делаем, пытаемся делать в отношении наших художественных намерений.
Восьмой лист. БОХУМСКАЯ ЛОЖБИНА.
Теперь я хотел бы сказать о теме примирения. Хотя тема конфликта между гуманитарным и художественным мной намечена, я уже сказал, что люди важнее искусства, но искусство все-таки преобладает и стоит впереди тех отношений, которые его строили. Но это все примиряется между собой, буквально миротворчески, поскольку люди и вещи, произведения и отношения - все это приходят в некоторое согласие или должно быть в это согласие приведено. Потому что сверхзадача, сверхцель и сверхусилие, которое мы затрачиваем на нашу художественную деятельность, направлено на эту ценность соглашения, на ценность компромисса. Именно эта цель и есть высшее благо, когда взаимно удостоверяются позиции, которые мы занимаем, причем тут не просто удостоверяются эти позиции, а совершенно целенаправленно приводятся к абсолютному тождеству. Именно это тождество есть конечная цель всех наших художественных, гуманитарных, собственно, человеческих усилий.
Девятый лист. АМЕРИКА.
И, наконец, тема художника и его "овощных" предпосылок, которые лично мне свойственны, но в которых я вижу какой-то более ощий смысл, более обширный контекст. Потому что это тема природы, тема человека, тема ландшафта, тема города, цивилизации. И она мной выбрана совершенно намеренно, не просто как какие-то неожиданные темы, которые трудно было бы предвосхитить. Это было сделано совершенно намеренно, поскольку суть того, что происходит сегодня со всеми нами, со всем нашим окружением, она в конечной счете сводится к этой овощной проблематике, которая только на первый взгляд
имеет случайный смысл, случайный характер. На самом деле она достаточно глубока, я на этом настаиваю, и результаты этого рассуждения, которые здесь перед вами были продемонстрированы, они и показывают, что в конечном счете все сводится к демонстрации характера, той культуры, которую мы включены, ее конкретных визуальных реализации. А эти реализации и есть конечная цель всего того, что все мы делаем нашими совместными, беспрецедентными и высокими по своим намерениям усилиям. Спасибо за внимание.
Примечание: Пометки на листах типа "Африка" и т.д. составляли ту
первоначальную шрифтовую графику листов, которая затем, во время акции,
была дополнена записями Бакштейна.